Сейчас на сайте: гостей - 8
Try put the site into English

Авторская Программа ДЧ Секции ППСП ОПП Шипиловой В. по психоаналитической супружеской психотерапии


Авторская Программа

повышения квалификации объемом 100 академ. часов действительного члена Секции психоаналитической парной и семейной терапии (ППСП) ОПП Шипиловой Валентины «От Фрейда к Фейрберну. Теория и практика психоаналитической супружеской психотерапии»


Программа засчитывается для выполнения критериев членства в Секции как дополнительные 100 часов теоретического обучения к основным часам теоретического обучения по психоанализу, психоаналитической терапии (индивидуальной, детской, подростковой) (см. критерии членства в Секции ППСП ОПП). Выпускники Программы получают Сертификат Секции ПППСП ОПП.

Целевая аудитория: программа ориентирована на психотерапевтов и психологов-консультантов, работающих в рамках психодинамического подхода со взрослыми и/или детьми и стремящихся расширить свою практику (начального и среднего уровня) до работы с супружескими парами.

Формат семинаров и виды работы:
  • теоретическая часть: лекции, разбор специальной литературы по теме семинара - 2 академ.часа
  • групповая супервизия случаев работы с парами участников обучения, практические упражнения и разборы кейсов, мастер-классы ведущей - 2 академ.часа

Условия выдачи Сертификата Секции ППСП ОПП:
  • написание и защита итоговой/квалификационной работы;
  • посещение не менее 2/3 от общего объема семинаров.

Краткий тематический план:

1. Введение в п/а терапию супружеских пар:
  • Проблематика современной пары: внешние вызовы и психодинамические факторы.
  • Достаточно хороший парный союз.
  • Психоанализ и психоаналитическая терапия: основные сходства и отличия по целям, результатам и методам работы.

2. Психоаналитическая терапия (индивидуальная и супружеских пар, сходства и отличия):
  • Психотерапевтический процесс в четырех модальностях (аффективной, когнитивной, соматической и поведенческой), различные терапевтические школы, их сходства и различия.
  • Работа с бессознательными процессами как основное отличие психоаналитической психотерапии от остальных терапевтических школ.
  • Специфические особенности и различия психоаналитической психотерапии и консультирования.
  • Основные принципы психоаналитической психотерапии.

3. Психодиагностика:
  • Специфика практики психоаналитической психотерапии в зависимости от уровней развития личности (психотический, пограничный, невротический).
  • Изменяемые и неизменяемые факторы в психоаналитической психотерапии.
  • Психоаналитическая психодиагностика (индивидуальная и супружеская): задачи, методы, процесс.
  • Уровни функционирования членов пары, их психические защиты и психодинамические проблемы.

4. Структура и технические особенности терапевтической работы с парой.

Этапы терапевтической работы с парой:
  • первичное интервью с парой и несколько диагностических сессий;
  • особенности заключения и содержания терапевтического контракта;
  • процесс терапии (паттерн-конфликт-симптом-изменения-проработка);
  • завершение.
Профессиональная этика в работе с парой.


5. Основные психоаналитические концепции и их применение в работе с парой.
  • Этапы становления психоанализа.
  • Детство, сексуальность и психоаналитические теории развития.
  • Две магистральные линии понимания детского развития и сексуальности: теория влечений Фрейда и теория объектных отношений.
  • Школа теории объектных отношений в психоаналитической психотерапии пар – Кляйн, Бион, Винникот, Фейрберн.
  • Ключевые понятия теории объектных отношений в работе с парами: бессознательная фантазия, параноидно-шизоидная и депрессивная позиции, проективная идентификация, контейнер и контейнирование, пара «мать-младенец», психосоматическое партнерство «мать-младенец», переходное пространство и переходный объект.
  • Эндопсихическая структура личности Фейрберна. Возбуждающий и отвергающий объекты. Динамика взаимодействия Центрального Я, Либидинозного Я и Антилибидинозного Я.
  • Проективная и интроективная идентификация в терапии пар. Множественные переносы членов пары друг на друга. Построение карты множественных переносов членов пары (практические семинары на клиническом материале участников обучения).
  • Сексуальность в паре с позиции теории объектных отношений.
  • Сравнительный анализ трех теоретических концепций в приложении к терапии супружеских пар: теории влечения Фрейда, теории раннего развития Мелани Кляйн и теории объектных отношений Фейрберна.

6. Технические особенности работы с супружескими парами
  • Модели лечения супружеских пар (Генри Дикс, Дэвид Шарфф, Кеннет Райш).
  • Диагностика супружеских проблем (Генри Дикс).
  • Место и роль сексуальности в общей картине супружеских проблем.
  • Работа с переносом-контрпереносом в супружеской терапии.
  • Проблемы родительства.
  • Психодинамика супружеской измены.
  • Ранняя психическая травма в индивидуальных историях членов пары, ее влияние на динамику супружества.
  • Сексуальные парафилии.


Литература:
Помимо изданных книг и опубликованных статей по психоаналитической теории и практике супружеской терапии участникам будут предложены к проработке в рамках семинаров отдельные
переводы, осуществленные Секцией ППСП ОПП

Примечание:
С февраля 2017 г Программа реализуется в дистанционном формате на базе Ассоциации психологов и психотерапевтов Сибири и Дальнего Востока (Иркутск),
организатор программы – кандидат Секции ППСП ОПП Дмитрий Погорелый.