Сейчас на сайте: гостей - 9
Try put the site into English

Тематический план российско- американской программы профессиональной переподготовки по психоаналитической парной и семейной психотерапии

СТРУКТУРА И ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Российско-американской программы профессиональной переподготовки
«Психоаналитическая парная и семейная психотерапия»

Примечание: Содержательная часть Программы может корректироваться с учетом потребностей студентов, выявленных в процессе ее реализации.

1. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

- 3 летние школы общим объемом 120 аудиторных часов, 40 аудиторных часов каждая - в начале каждого года обучения (сентябрь 2018, 2019, 2020 гг) с участием преподавателей IPI (США)

- 4 блока/модуля общим объемом 456 аудиторных часов:

Вводный блок – 100 аудиторных часов
Преподаватели: члены Секции ППСП ОПП (ассоциированное групповое членство в ЕФПП) (очно)

Супружеский блок – 128 аудиторных
Преподаватели: члены Секции ППСП ОПП (ассоциированное групповое членство в ЕФПП) (очно)

Детский блок – 100 аудиторных часов
Преподаватели: члены Санкт-Петербургского общества детского психоанализа (действительное групповое членство в ЕФПП) (дистанционно и очно)

Семейный блок – 128 академ. часов
Преподаватели Международного института психотерапии (IPI), США, члены Международной психоаналитической ассоциации (IPA) – дистанционно и очно (на Летних школах)

ИТОГО: 576 аудиторных часов

2. КРАТКИЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ЛЕТНИХ ШКОЛ
(в начале каждого учебного года)

ПЕРВАЯ ЛЕТНЯЯ ШКОЛА (В рамках набора в Программу 23 – 27 сентября 2016 состоялась Первая Летняя школа, осенью 2018 г планируется ее повторное проведение )

ВТОРАЯ ЛЕТНЯЯ ШКОЛА

  • Теория объектных отношений в супружеской терапии
  • Секс и Семья (развитие и патология)
  • Сексуальная симптоматика в детстве, во взрослом возрасте (случай работы с семьей - презентация студента)
  • Гомосексуальность и другие специальные темы. Перверсия и ее воздействие на семью.
  • Техника семейной терапии ( Клиническое видео – часть 1: Семья - случай сексуальных осложнений).
  • Модель сексуальной терапии. Сексуальное лечение пары и всей семьи (Клиническое видео –часть 2)
  • Групповые супервизии случаев студентов.

ТРЕТЬЯ ЛЕТНЯЯ ШКОЛА

  • Теория объектных отношений в терапии физической и сексуальной травмы.
  • Травма и ее влияние на семью.
  • Травма – Введение. Фрейд: случай Доры.
  • Взрослая травма/детская травма (клиническое видео: взрослая травма и ее воздействие на семью)
  • Межпоколенческая травма: иллюстрации, семейные случаи
  • Пограничные и психотические темы клиническое видео: воздействие утраты и зависимости на семью)
  • Инцест и покушение на растление: межпоколенческие влияния
  • Завершение в семейной и супружеской терапии

3. КРАТКИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПАРНАЯ И СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ»

Блок I. Вводный блок (Базовые психоаналитические концепции. Введение в психоаналитическую психотерапию) - 100 аудиторных часов

История психоанализа, психоаналитической терапии пар и семей в мире и России. Основные психоаналитические преконцепции (бессознательное, сопротивление, перенос-контрперенос, работа сновидения). Современный психоанализ: обзор психоаналитических школ и основных концепций Применение психоаналитических концепций в терапии индивидуума, пары, семьи.

Цели, условия и процесс терапии. Формирование пары «терапевт-пациент». Что и как изменяется? Симптом, конфликт, дефицит, неизменяемые факторы. Принципы психоаналитической психотерапии: конфиденциальность, нейтральность, абстинентность. Сеттинг: правила и ограничения. Этапы терапевтической работы.

Технические методы психоаналитической психотерапии. Свободные ассоциации. Слушание. Отзеркаливание. Экспрессивные и поддерживающие виды интервенций. Контейнирование. Холдинг.

Индивидуальная психоаналитическая психодиагностика. Сбор анамнеза. Оценка развития. Оценка защит. Оценка идентификаций. Оценка паттернов отношений. Оценка самоуважения. Оценка патогенных убеждений. Клиническое применение результатов оценки.

Структурное интревью О. Кернберга. Структурный диагноз. Типы личностной организации – невротический, пограничный, психотический. Проблема классификации личностных расстройств.

Модульно-трансформационный подход в психоанализе. Мотивационные системы и взаимодействие между ними. Первичное интервью с точки зрения МТП.

Блок II. Супружеский блок (Теория и практика психоаналитической супружеской психотерапии) - 128 аудиторных часов

Начальное интервью с парой и диагностические сессии. Первичная психоаналитическая диагностика пары и ее членов. Уровень психологического развития членов пары, их психические защиты и психодинамические проблемы. Уровень функционирования пары в целом и соответствующая специфика психоаналитической парной терапии. Типичные паттерны и конфликты супружеского взаимодействия. Заключение и содержание терапевтического контракта.

Психоаналитические теории развития в приложении к психоаналитической терапии супружеских пар. Теория объектных отношений в психоаналитической психотерапии пар. Ключевые понятия теории объектных отношений в работе с парами: бессознательная фантазия, параноидно-шизоидная и депрессивная позиции, проективная идентификация, Контейнер/контейнирование (Бион), пара/психосоматическое партнерство «мать-младенец», переходное пространство и объект (Винникотт). Эндопсихическая структура личности Фейрберна: возбуждающий и отвергающий объекты, динамика взаимодействия центрального Эго, либидинозного Эго и антилибидинозного Эго. Сексуальность в паре с позиции теории объектных отношений.

Проективная и интроективная идентификация в терапии пар. Множественные переносы членов пары друг на друга. Построение карты множественных переносов членов пары (практические семинары на клиническом материале студентов).

Техника работы с супружескими парами. Диагностика супружеских проблем (Дикс). Модели лечения супружеских пар с точки зрения самости и интерсубъективности (Райш) и теории объектных отношений (Дикс, Шарфф). Работа с переносом и контрпереносом в супружеской терапии.

Психодинамическое значение и роль сексуальности в общей картине супружеских проблем. Сексуальные перверсии. Психодинамика супружеской измены. Ранняя психическая травма в индивидуальных историях членов пары, ее влияние на динамику супружества.

Профессиональная этика работы с супружескими парами и семьями.

Динамика и сиптоматология супружеских отношений: вклад Генри Дикса. Выбор партнера по браку. Значение конфликта между сознательными ожиданиями и глубинными потребностями. Супружеские отношения с точки зрения теории объектных отношений Р. Фэйрберна. Брак по типу сговора и границы Эго. Распад взаимной идеализации в браке. Система сговора в диаде: объектные отношения мужа и жены. Роль козла отпущения, расщепление и проективная идентификация.

Симптоматология брака: конфликты доминирования/подчинения; сексуальная дисфункция; садомазохизм; сексуальное отыгрывание; супружеская измена: мягкая форма (измена по сговору) и злокачественная. Мертвый брак. Индивидуальные интервью супругов и совместное интервью пары в качестве диагностического инструмента. Цели супружеской терапии в сравнении с индивидуальной терапией. Отдельная терапия для каждого партнёра Супружеская терапия с ко-терапевтом. Краткосрочная супружеская терапия.

Примечание: в случае приема в Программу слушателей со стартовым юнгианским образованием будет добавлен тематический блок:

Обзор основных юнгианских концепций в работе с супружескими парами: Юнг о браке. Анима/анимус и теория объектных отношений. Архетипы в в парных отношениях Индивидуация в браке. Работа с образами и сновидениями в парной терапии.

Блок III. Семейный блок (Теория и практика психоаналитической семейной психотерапии) - 128 аудиторных часов

Семейная терапия с точки зрения теории объектных отношений. Приложение концепций Фейрберна, Бион и Пишон-Ривьера и других авторов в психоаналитической семейной терапии.

Техника семейной терапии объектных отношений. Сеттинг и терапевтический контракт в психоаналитической семейной терапии. Процесс и этапы психоаналитической семейной терапии.

Маленькие дети в семейной терапии (включая развитие и игровые техники). Подростки в семейной терапии: развитие и техники. Взрослые семьи в терапии: развитие и техники.

Специальные проблемы семейной терапии. Развод и повторный брак: воздействие на детей и семью в целом и особенности психотерапии. Семьи с болезнью членов семьи. Семьи с потерей. Семьи со злоупотреблением наркотиками. Семьи с психозом. Работа с зависимостью, аффективными расстройствами, психиатрическими болезнями в психоаналитической семейной терапии.

Семинары по книге Дэвида Шарффа и Джил Шарфф «Семейная терапия объектных отношений», Примечание: книга в переводе.

Блок IV. Детский блок (Психоаналитические теории развития. Психопатология детского развития. Работа с родителями) - 100 аудиторных часов

Концепции развития личности в детстве (аудит.20 часов).

Концепция линий развития Анны Фрейд. Концепция отделения-индивидуации Маргарет Малер. Концепции достаточно хорошей матери и первичной материнской поглощенности Дональда Винникота. Концепция привязанности Джона Боулби. Концепция межличностного мира ребенка Д. Штерна.

Стадии развития личности ребенка (24 аудиторных часа).

Младенчество. Представления о психологических особенностях детей раннего возраста с точки зрения классической и современной психоаналитической теории (З.Фрейд, А.Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникотт и др.). Тоддлеры. Психологические особенности детей второго и третьего года жизни с точки зрения классической и современной психоаналитической теории Фаллическая фаза и эдипов конфликт.

Латентный возраст. Предподростковый возраст. Основные характеристики предподростковой фазы развития, возрастание давления либидинозного и агрессивного драйвов. Подростковый возраст. Основные характеристики подростковой фазы развития. Вторичная индивидуация как основная задача подросткового возраста. Деидеализация родителей. Особенности психотерапии с подростками.

Психопатология детского развития (36 аудиторных часов).

Психоаналитическая диагностика психических расстройств у детей.

Понятие нормы и патологии. Типы конфликтов: внешний, внутренний, интернализованный, экстернализованный, невротический, доэдипальный, эдипальный. Нормальные, временные регрессии. Роль ближайшего окружения в нарушении развития. Регрессивные и прогрессивные тенденции психического развития ребёнка.

Психоаналитические взгляды на депрессию детского возраста. Нарушения речи. Фобический невроз. Энурез, энкопрез. Нарушения поведения как ответ на нарушенные взаимоотношения в семье. Пищевые расстройства. Посттравматические расстройства. Краткий исторический обзор взглядов психоаналитиков на вопросы психосоматики.

Работа с родителями (20 аудиторных часов часов).

Работа с семьей как важная часть психотерапевтического процесса с детьми разных возрастов. Семья, родители, ребенок – с точки зрения развития. Особенности взаимоотношений в семье, у родителей с детьми разных возрастов. Работа с семьей с детьми разных возрастов на этапе диагностики. Первичное интервью с семьей, с родителями. Роль наблюдения в работе с семьей, с родителями детей и подростков. Истории членов семьи, как важный момент в общей психотерапевтической работе. Болезни, отыгрывания, экстернализации, как способы справиться с аффектами в семьях. Причины обращений семьи. Консультации членов семьи. Психотерапевтическая работы с ребенком через родителей. Возможности психотерапевтической работы и ее ограничения.