Cекции и группы

Группа психоаналитической психотерапии психосоматического пациента


Председатель:

Ирина Коростелева (действительный член и тренинг-терапевт ОПП, канд.психол.н.)


Члены:

  1. Жаринова Надежда (ассоциированный член ОПП)
  2. Ковалец Анна (действительный член и тренинг-терапевт ОПП, член МГП/IPA, канд. филос.н., канд.филол.н.)
  3. Передеряева Любовь (действительный член ОПП)
  4. Ромашкевич Михаил (действительный член и тренинг-терапевт ОПП, член МПО/IPA)


Приглашенные члены:

  1. Рамазанова Марьям (кандидат ОПП)
  2. Суроегина Анастасия (кандидат ОПП, канд.психол.н.)
  3. Шутков Александр


О группе:

Идея создания группы по психоаналитической психотерапии психосоматических пациентов родилась в ходе реализации совместного обучающего проекта Института практической психологии и психоанализа и Городского вегетологического центра «Психоаналитическая психотерапия психосоматического пациента», стартовавшей в апреле 2010 года.

Преподавателями программы являются психоаналитики, члены МПА, имеющие опыт работы с психосоматическими пациентами – М.Шебек (Чехия), Р.Ломбарди (Италия), М.Винсан (Франция), К.Смаджа (Франция), Б.Килборн (США), Е.Жалюнене (Россия), М. Ромашкевич (Россия).

Проблема связи телесного и психического хотя и является одной из древнейших, занимает умы психотерапевтов, врачей, психологов, философов, антропологов, историков и в настоящее время. Интерес к этой проблеме внутри психоаналитического сообщества опирающийся на представления Фрейда о неразрывности телесного и психического, существовал с самого начала создания психоанализа. В течение развития психоаналитической мысли и практики интерес к проблемам «психо-сомы» (Д.В. Винникотт) претерпевал взлеты и падения, но никогда не угасал, и сохраняется по настоящее время.

К настоящему времени накоплено достаточно много знаний и представлений о людях, страдающих психосоматическими расстройствами. В рамках французской психоаналитической школы были описаны такие феномены психической жизни этих людей, как «операторное мышление» (П.Марти, М. де М'Юзан), проявляющееся в конкретной, технократической манере мыслить. Чикагская школа предложила теорию нозоспецифического конфликта, играющего роль в развитии различных психосоматических заболеваний (Ф.Александер), также была разработана концепция специфического профиля личности (Ф.Данбар), описан феномен алекситимии (П.Сифнеос). В рамках немецкой школы была разработана концепция «нарциссических дыр» в «Я» (Г.Амон).

Психосоматические пациенты достаточно сложны для понимания и, порой, только при прохождении других психотерапий становятся доступными для психоаналитической терапии. Однако, на определенном этапе жизни они начинают нуждаться именно в этом виде помощи.Вместе с тем, понимание особенностей психической жизни таких пациентов, делает доступной к осмыслению некоторые аспекты фундаментальной проблемы развития психического из телесного. Это мультидисциплинарная проблема, однако, психоаналитический взгляд на нее может существенно углубить ее понимание. Существующее к настоящему времени психоаналитическое понимание раннего развития человека позволяет говорить о том, что основы психосоматических отношений закладываются в период фазы симбиотического единства и маркеры нарушений прохождения этой фазы можно увидеть у психосоматических пациентов (Р.Шпиц, У.Бион, Д.Винникотт, Д.Анзье, Д. МакДугалл, Т.Поллак, М.Винсан, Р.Ломбарди).

Вместе с тем, талант этих мастеров открывает поле для дальнейших рассуждений на эту тему и пробуждает желание исследовать новые грани развития психической жизни людей. Участники группы в перспективе планируют начать сотрудничество с другими секциями ОПП. Важной частью изучения психосоматических расстройств является исследование взаимодействия матери и ребенка в первый год жизни. Совместная работа с психоаналитическими группами по наблюдению за младенцами может сделать доступным более объемное понимание логики развития психосоматических соотношений у взрослых людей. Кроме того, ребенок, появляясь на свет, меняет конфигурацию психосоматических аспектов семейных отношений, изучение и практическая работа с которыми может существенно расширить понимание психосоматической проблемы.

Таким образом, работая практически и теоретически, группа сможет внести свой вклад в ответы на следующие вопросы:

  • Каков человек с психосоматическими нарушениями, что происходит в отношениях его психики с его телом, что происходит в его отношениях с внешней и внутренней реальностями?
  • Что должно происходить с человеком в период его развития, чтобы часть его переживаний так и осталась нементализированной, и проявлялась телесно?
  • Как помогать человеку, который достаточно укоренен в реальности, но деструктивен по отношению к своему телу?


Возможности образования:

Евро-латиноамериканская психоаналитическая психосоматическая школа (EULAPS) объявляет набор учащихся в группу для прохождения тренинга по психоаналитической психотерапии с психосоматическими пациентами. Целью настоящего тренинга является расширение психоаналитических знаний и терапевтических навыков в работе с психосоматическими пациентами, представляющими собой особую категорию пациентов, нарушения раннего развития которых реализуются в настоящем нарушениями телесного здоровья.

Программа включает в себя лекции и групповые супервизии ведущих специалистов в области психоаналитической психосоматики из Германии, Аргентины, Бразилии, Италии и Испании, возможно дистанционное обучение. По завершении обучения выдается сертификат Школы и свидетельство о повышении квалификации государственного образца от Кафедры психосоматики и нейропсихоанализа Института междисциплинарной медицины (Москва). Подробная информация о программах здесь.

Новости